Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Правила раскроя

Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:

1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.

2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.

4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.

5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.

6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.

7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.

Виды лоскутного шитья

1. Традиционный

Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.

2. Сумасшедшие лоскутки

В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.

3. Вязаный

В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.

4. Японский стиль

Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.

5.Акварель

Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.

6. Полоска к полоске

В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.

7. Изба из бревен

Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.

8. Магический треугольник

Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.

9. Уголки

Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.

10. Шахматка

Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.

11. Русский квадрат

Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники - полосы.

12. Соты или бабушкин сад

Основу полотна формируют шестигранные заготовки.

Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье

Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.

Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.

Натолкнулась на совершенные замечательные коврики из уголков, сделанные Аллой Снеговской. Какие они яркие и теплые, прекрасно украшают дом: можно делать коврики, покрывала и даже использовать элементами в одежде. А главное, теперь я знаю куда девать все эти маленькие лоскутки, которые в большом количестве остаются после шитья.

Женщина с красивой фамилией Снеговская живет в центре Москвы. В ее небольшой квартире, неподалеку от Киевского вокзала, особая атмосфера. Множество книг, вещей и вещиц, создающих уют и стиль этой квартиры, передают особую атмосферу целого поколения советской эпохи, когда ничего не выбрасывалось и бережно сохранялось. Это отражение быта советской интеллигенции. Большинство вещей тихо переходит в разряд антиквариата.

Гармонично, как единое целое, в этой квартире — ее хозяйка- Алла Яковлевна Снеговская. Ее фамилию можно найти в каталогах российских фестивалей лоскутного шитья. Ее коврики пленили мастеров со всего мира. Наверно не ошибемся, если скажем, что никто в мире не делает аналогичных работ.

Знаете северные коврики-кругляши ? Многие бабушки с увлечением делали и делают их. Алла Яковлевна, увидев однажды в журнале картинку такого коврика, поняв технологию и принцип, села и сотворила свое чудо. И продолжает творить и создавать чудеса-кругляши . Ее дети и внуки не сразу признали, что их ближайшая родственница может войти в историю российского лоскутного шитья как уникальный мастер. Она не рисует и не делает эскиза. «Шью, как пою»- говорит она, — никогда заранее не могу предвидеть, что получится. Всю жизнь хочу рисовать, но некогда». Ее чувство цвета настолько гармонично, что можно сказать, что вместо красок она использует клочки тряпочек. Все вручную, стежок за стежком, кропотливо и не торопясь… иногда больше месяца уходит на один кругляш. Слово «кругляш» как-то упрощает смысл конечного результата ее творчества, но другого слова не подобрано, а уж перевести его на английский язык вообще нет возможности.

А вот тут нашла видео по тому, как делать такие сказочные коврики:

Изготовление коврика «Кругляш»

Среди техник лоскутного шитья большой интерес представляют традиционные лоскутные коврики. Сшитые из маленьких плотных уголков, они отличаются богатством цвета и фактуры. Коврики разнообразны по цвету, рисунку, форме, размерам. В каждом изделии проглядывает своеобразный почерк автора. Разнообразные виды круглых ковриков из уголков распространены в Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Архангельской областях. Архангельские коврики-кругляши считаются уникальным явлением в народном творчестве.
Из «уголков» можно выложить всевозможные цветные орнаменты в форме круга, квадрата и выполнить из них декоративные подушки, салфетки, коврики, панно или картины — и все эти изделия получаются объемными благодаря остроумными приемам работы с уголками из ткани.

Особенность этой техники состоит в том, что лоскутки не сшивают между собой, а, сделав из каждого отдельный уголок, настрачивают их рядами на основу.

Использовать для уголков можно любой материал, но особенно легко работать с хлопчатобумажной тканью(ситец, сатин), так как она хорошо утюжится.

1. Вырезать основу из плотной ткани в виде квадрата, найти центр.


6. Выложить уголки первого ряда вершинами к центру(против часовой стрелки), приколоть их булаквками и настрочить на швейной машинке,остальные ряды выполнять также.

Первый вариант сборки. Сложите вдвое ткань для основы. Прогладьте.
Сложите поперек заутюженной линии. У вас образовалась центральная точка с осевыми линиями. Пометьте их карандашом. Для сложного геометрического узора осевых линий может быть больше. В центр основы положите небольшой кусочек синтепона и накройте его красивым лоскутком 6-10 см в диаметре. Подколите его булавкой. Начинайте последовательно, один за другим, пришивать зубчики вокруг центра. Пристрачивание зубчиков ведется по кругу рядами. Зубчики каждого последующего ряда должны быть чуть смещены относительно предыдущих. Шов второго ряда закрывает хвостики треугольников первого ряда и проходит по середине треугольников второго ряда, и т. д. Количество треугольников в каждом ряду увеличивается. Заполнив всю поверхность будущего коврика, начертите по краю правильный круг, обрежьте по этой линии основу и хвостики зубчиков и обшейте срез широкой косой бейкой.

Второй вариант сборки. Зубчики коврика могут быть направлены от центра к краю. Такой коврик шьется иначе. Заутюжьте осевые линии, они помогут укладывать треугольники каким-либо узором. Первый ряд зубчиков пришивается по всему периметру круга из ткани-основы . При этом зубчики располагаются остриями к центру круга. Заверните этот первый ряд на другую сторону основы и прогладьте сгиб ткани. Зубчики при этом развернутся по направлению от центра. Следующий ряд пристрачивайте поверх срезов предыдущего. Каждый ряд смещается относительно предыдущего и становится все меньше по мере приближения к центру. В каждом последующем ряду количество треугольников уменьшается.

Когда пришивать детали становится невозможно, заполните центр кусочком синтепона и сверху него пристрочите подходящий по размеру круг из красивой ткани

7. Последующие ряды шьют ряд за рядом нитками, подобранными в тон лоскутков. Каждый пристроченный ряд хорошо приутюжить утюгом.

8. Закончив последний ряд, край круга выровнять ножницами.

9. Сложить лоскутной верх с подкладкой — задником изнаночной стороной внутрь, сколоть булавками и прометать через все слои по самому краю изделия.

10. Раскроить косую полоску шириной 3,5 см под углом в 45 градусов к долевой нити. Длина равна окружности круга + 2 см на шов.

11. Приметать косую полоску по всей окружности коврика, совмещая срезы и притачать одновременно с подкладкой на машине 0,7 см от края.

12. Подогнуть открытый край полоски на 0,7 см, приметать по сгибу и пришить с лицевой стороны изделия в «желобок шва притачивания», то есть, попадая строчкой в линию первого соединительного шва.

13. Можно подшить косую полоску со стороны изнанки вручную потайными стежками, используя нитки в тон косой полоски.

А к этому надо стремиться:

Вот, какие шедевры можно создавать при помощи, казалось бы, самых обычных вещей. Но на этом я с вами не прощаюсь, заходите ещё, а также я искренне желаю вам творческих успехов!

Еще один простой блок, да даже и не блок, а конфигурация базового элемента, на котором, без каких либо других затей, строится бесконечное множетство самых разных, непохожих друг на друга, лоскутных изделий.

Кстати, почему еще я хотела вам про него рассказать — наш официльный олимпийский символ - тоже «тысяча пирамид».

Кстати,по этому поводу блог «Quiltspirations » авторитетно заявляет,что одно из первых в России лоскутных одеял сшила царица Екатерина своему мужу Петру Первому. Логика, как я понимаю, такая: Екатерина была немецко-эстонской крови, то есть у русских до немцев никакого лоскутного шитья не было… Смешные они, все таки!

Вот какие замечательные изделия можно сделать,просто раскроив несколько лоскутов ткани на равнобедренные треугольники и сшив их вместе:




1. Выбираем ткани для квилта. Мери решила сшить изделие, в котором пестрые треугольнички будут чередоваться с однотонными. Если у ваc в задумке — только однотонные или только пестрые детали — разделите их на две «кучки» по контрасту: например, в одной стопке — красные, желтые и оранжевые тона, в другой -синие, голубые, зеленые.


2. Режем ткани…. нет, пока еще не на треугольники, а на полосы. Ширина полосы должна быть равна высотре базовой детали — треугольника.



3. Следующий этап — складываем полосы попарно и сшиваем по всей длине. Делаем два шва, получается, как бы «труба», но достаточно узкая.



4. Вот интересный момент. Берем линейку-треугольник на 60 градусов, прикладываем к «трубе» (обратите внимание — кончик линейки выходит за пределы «трубы» и нарезаем треугольники — то основанием вверх, то основанием вниз.


5. Получаем парные детали, распарываем шов в вершине -


И у нас готовы блоки сразу для двух рядов!


6. Для краевых рядов выкраиваем одинарные треугольники — для этого оставьте по полоске каждого лоскута, или, как вариант, сделайте все краевые детали одного цвета, например так:


7.Сшивать блоки между собой очень просто:


Берем две детали, складываем «лицом к лицу» и сшиваем — получаем начало ряда.


Постепенно составляем ряды из деталей

И собираем их вместе


Следите за тем, чтобы швы на базовых заготовках у вас смотрели в одну сторону, при сборке раскладывайте швы, как показано на иллюстрации, один налеово, другой направо.

ВСЕГО

Данная тема относится к пэчворку для начинающих, осваивающих схемы и шаблоны для работы в технике лоскутного шитья. Из равносторонних треугольников можно сшить массу изделий – одеяла, наволочки, салфетки для завтрака, косметички и сумочки.

Во-первых, выстраиваются треугольники, которые вы хотите сшить. Настоятельно рекомендуется выравнивать треугольники. Если вы выстроите все вершины прямо, и также сошьете треугольники вместе в рядах, у вас будет намного меньше шансов коробления ваших полос после стирки.

Пэчворк для начинающих схемы шаблоны равносторонних треугольников

Возьмите два треугольника, которые соприкасаются основаниями и сшейте их.

Разверните сшитые части и положите обратно в шаблон. Затем сшейте с уже сшитыми рядом находящийся треугольник.

Продолжайте сшивать свои треугольные кусочки вместе, чтобы у вас получилось две полоски. Проверьте, чтобы углы были прямыми и оставался припуск на швы.

После того как вы все сошьете все заготовленные части, ваша работа должна выглядеть так.

Настала очередь аккуратно прижать швы на изнанке. Самый лучший способ – это припарить их утюгом.

Вам понравится утюжить горячим утюгом с большим количеством пара. Чтобы при этом процессе не покоробились края, можно пальцем нажать открытые швы, а затем просто парить утюгом над швом, это очень удобно. Швы обычно складываются плоско, при этом не нужно больших усилий.

Теперь пришло время, сшить ваши ряды вместе. Очень важно совместить две полосы шов в шов. Скрепите их швейными булавками и сшейте. Важно: припуски на швы должны быть всегда одинаковы. Это гарантия того, что ваши треугольники будут отлично состыковываться.

Перевернули работу, отпарили.

И бац – ровные и красивые равносторонние треугольники. Красота!


Мы надеемся, что этот мастер-класс будет помощником в технике пэчворка для начинающих, при составлении схемы шаблона. Творческого вам настроения!

Помогала вам сегодня Adrianne