Изделия из теста в виде птиц издавна популярны у славянских народов. У нас их называют «жаворонками». Это обрядовое блюдо готовят к определенным датам. Мы расскажем, когда по традиции пекут жаворонки из теста, какие обряды соблюдали при этом наши предки, и приведем рецепты, по которым можно приготовить такую выпечку.

Жаворонки в 2019 году – какого числа?

22 марта 2019 года многие народы мира отмечают праздники, даты которых приурочены ко дню весеннего равноденствия. В это время начинается астрономическая весна, и ночь становится короче дня.

Славянские народы отмечают Жаворонки или Сороки. Этот праздник имеет и христианские, и языческие традиции. В это время домой возвращаются птицы – жаворонки и кулики. Считается, что именно жаворонки приносят на своих крыльях весну и открывают путь остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях.

В народе говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел». В старину также бытовало поверье, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и тот, кто сумеет насчитать сорок птичек, будет вознагражден сорока дарами. Считалось, что именно в этот день сорока начинает строить свое гнездо и кладет в него сорок палочек.

С каким праздником связан обычай печь жаворонки из теста? Название «Сороки» связано и с христианским праздником – Днем памяти сорока Севастийских мучеников, который отмечается 22 марта православной церковью.

Церковь не внесла в свой календарь день весеннего равноденствия, но дала возможность народным традициям обрести новый, христианский смысл. Птицы стали символизировать летящие к Богу души страстотерпцев. По другой версии, песня птиц символизирует обращенную к Богу молитву Севастийских мучеников.

Почему выпечка, которую готовят к этому празднику называется «жаворонки»? Наши предки считали, что жаворонки обладали смелостью и в то же время смирением перед Богом: эта птица быстро устремляется ввысь, но, пораженная величием Господа, в благоговении летит вниз.

Вот почему к этому дню чаще всего пекли именно жаворонков (реже – сорок, куликов, грачей) из теста – обычно с распростертыми крылышками, «летящих», а также птичек на гнездышках. Так как праздник приходится на время Великого поста, то тесто готовили из соответствующих продуктов, не добавляя в него сливочное масло, молоко, яйца и др.

Каковы традиции праздника когда пекут жаворонков?

Люди пели песни-веснянки, дети насаживали птичек из теста на длинные палки, залезая на крыши или выбегая на пригорки. При этом кричали:
– Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

***
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки-ноги отморозила.

Эти заклички-заговоры должны были способствовать приходу весны. «Птичек» прикрепляли к веткам деревьев, под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшуюся выпечку съедали, а головки птичек приносили домой.

Их скармливали скотине, отдавали прохожим или отдавали матерям со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Также фигурки жаворонков было принято подкидывать в небо и ловить – таким образом привлекали здоровье и благополучие. В некоторых регионах страны в этот день пекли блины, бублики и галушки.

С этим праздником связано множество примет. Считается, какая погода стоит на весеннее равноденствие, такая и будет на протяжении сорока дней. Если в этот день тепло, значит, и весна будет такой же. Если пасмурно, холодно, идет снег, то лето будет поздним.

Рассказывая о том, когда принято печь жаворонки, надо сказать, что эти изделия из теста также готовят на Пасху – как символ прихода весны.

Рецепты приготовления жаворонков из теста

Рецептов такой выпечки – как постной, так и сдобной – известно множество. Большинство хозяек готовят ее с использованием дрожжей. Такое тесто хорошо поднимается в процессе термической обработки, и «жаворонки» получаются пышными и вкусными.

Рецепт жаворонков на дрожжевом тесте

Для опары вам понадобится:

  • мука пшеничная 100 г
  • вода теплая 100 мл
  • дрожжи сухие 1 ч. ложка.
  • Для теста понадобится:
  • мука пшеничная 200 г
  • масло растительное 3 ст. ложки
  • сахар или сахарная пудра 2 ст. ложки
  • крепкий настой чая для смазывания изделий.

Способ приготовления жаворонков по этому рецепту:

  1. Муку смешайте с теплой водой и дрожжами, оставьте в теплом месте примерно на 20 минут.
  2. Когда опара начнет бродить, замесите из перечисленных ингредиентов крутое тесто, оставьте его для расстойки на 2 часа. Время от времени обминайте подошедшее тесто.
  3. Готовое тесто разделите на 8-10 лепешек. Каждую из них слегка присыпьте сахаром или сахарной пудрой и смажьте растительным маслом.
  4. Затем скатайте из них валики и завяжите их узелками. С одного конца узла вылепите головку и клюв птички, сделайте глазки жаворонку из изюма. Другой конец узла превратите в хвостик – слегка приплющите и надрежьте тесто, делая «перышки».
  5. Выложите изделия на смазанный маслом противень, накройте полотенцем и оставьте минут на 20, чтобы они расстоялись.
  6. Смажьте жаворонки настоем крепкого сладкого чая, чтобы они подрумянились при выпечке, а корочка получилась хрустящей.
  7. Выпекайте изделия в духовке при температуре 200º С около 20 минут до готовности. Не открывайте дверцу духовки первые 15 минут, иначе тесто может опасть.
  8. Готовые жаворонки из теста смажьте маслом и посыпьте сахарной пудрой.

При желании, когда будете готовить жаворонков из теста, вы можете положить в тесто какие-нибудь небольшие предметы, например, колечко, пуговицу, монетку. Таким образом гадают на будущее: кольцо означает свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток.

Пасхальный рецепт жаворонков

Для пасхальных жаворонков вам понадобится:

  • мука пшеничная 1 кг
  • яйцо 1 шт.
  • масло сливочное 130 г
  • сахар 115 г,
  • молоко или вода 250 мл
  • дрожжи прессованные 30 г
  • изюм 60 г
  • яйцо для смазывания изделий 1 шт.
  • ванильный сахар на кончике ножа
  • соль.

Гак готовят пасхальных жаворонков:

  1. Из указанных продуктов (кроме изюма и яйца для смазывания) замесите тесто. Поместите его в теплое место, во время брожения сделайте 2-3 обминки.
  2. Затем скатайте из теста жгутик и нарежьте его небольшими кусочками. Из них тоже сделайте жгутики, завяжите их в виде узелков и придайте изделиям форму птичек.
  3. Жаворонков слегка приплюсните, на одном из концов узла сделайте ножом надрезы в виде перышек. Вставьте изюминки – глаза.
  4. Выложите жаворонков на смазанный маслом противень, дайте постоять в теплом месте, затем смажьте сверху яйцом и выпекайте при 230° С до готовности.

Считается, что если на Пасху все домочадцы съедят по кусочку такой выпечки, семья будет жить в мире и согласии, а в доме будет царить благополучие.

Теперь вы знаете, когда и как можно испечь и подать к столу жаворонки в 2019 году. Приятного вам аппетита!

Сороки (праздник)

народно-христианский

Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в

Сорок мучеников (церк.)

Значение:

встреча Весны

Установлен:

обрядность имеет древние дохристианские корни

Отмечается:

восточными и южными славянами

Празднование:

«закликают» Весну

Традиции:

пекут «жаворонков», выбирается семейный засевальщик

Связан с:

весенним равноденствием

Сороки, Жаворонки - день народного календаря у славян, приуроченный к дню памяти Сорока Севастийских мучеников в Русской православной церкви - 9 марта (22 марта). Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику.

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў , серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан ; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца .

Ещё один распространённый тип названия праздника - «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб.Младенци ) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.

Обряды праздника

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует нам, при беременности, во время родов.

Название «Сороки» произошло от 40 севастийских мучеников, память которых совершается православными церквями в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями - веснянками.

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Переяславщине в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней - «чтобы мороз любисток не побил».

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?».

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговаривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детямвместо.

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев - ласточки.

В Софийском округе Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна».

Который в те древние времена выпадал по астрономическому календарю на 22 марта, они отмечали Жаворонки. 22 марта день равнялась с ночью, а русичи пытались ускорить приход весны. Также праздник был наполнен традициями и обычаями, о которых сейчас мало кто знает.

Почему Жаворонки?

Славяне считали, что жаворонки прилетают первыми с теплых краев. Они будто прокладывали путь остальным птицам, а также ознаменовывали приход настоящей весны. Когда жаворонки прилетели, можно было начинать полевые работы.

Почему Сороки?

Кто-то связывает название «Сороки» с птицами сороками. Но это не совсем так. Связано это с историей про 40 мучеников Севастийских. Воины, которые не отказались от Христа, погибли мучительной смертью. Несмотря на все мучения и боль, они до последнего воспевали славу Христу. 22 марта почитают память 40 святых.


Обычаи и традиции

В этот день было принято печь из теста жаворонков. Проводить с ними различные ритуалы и обряды, которые "притягивали" весну. Для выпечки пресное тесто готовили с вечера. 22 марта птичек давали деткам, а те бежали в поле звать весну, приговаривая: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!» В этот день взрослые и дети пели весенние песни - зазывающие весну.

Весенний праздник "Сороки" - древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с

Праздник весенних птиц

Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю 22 марта, в Само название праздника связано с днем памяти отмечаемым православной церковью.

Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы - жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие - день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.

Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями - тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.

Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

Обряды праздника "Сороки"

Праздник "Сороки" считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.

Праздник "Сороки" - праздник детский

Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник "Сороки" в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с природных явлений.

Как можно провести праздник в детском саду?

В детских садах, где проводится праздник "Сороки", сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.

Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.

Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи - «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.

Праздник "Сороки" помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.

Печь в Ве-ли-кий пост «жа-во-рон-ков» — кра-си-вая на-род-ная тра-ди-ция, свя-зан-ная с днем па-мя-ти со-ро-ка Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков. Это бы-ли во-и-ны, ко-то-рые жи-ли в IV ве-ке и при-ня-ли смерть за Хри-ста. Мы по-дроб-но рас-ска-жем об обы-чае печь пост-ные бу-лоч-ки, ко-то-рые лас-ко-во на-зы-ва-ют «жа-во-рон-ка-ми».

Что та-кое «жа-во-рон-ки»

Жа-во-рон-ки — это пе-че-ные птич-ки из прес-но-го те-ста. Их хо-зяй-ки на Ру-си го-то-ви-ли к празд-ни-ку со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, ко-то-рый в Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Кто та-кие 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

Со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — это свя-тые пер-вых ве-ков хри-сти-ан-ства, во-и-ны доб-лест-но-го вой-ска, хри-сти-ане. Они от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля и при-ня-ли смерть от языч-ни-ков в 313 го-ду — за-мерз-ли в ле-дя-ном озе-ре, охра-ня-е-мые страж-ни-ка-ми.

Ко-гда пе-кут жа-во-рон-ков

Жа-во-рон-ков пе-кут в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся. Этот празд-ник в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю. Он непе-ре-хо-дя-щий, то есть да-та его фик-си-ро-ва-на.

На-род-ные тра-ди-ции празд-но-ва-ния дня па-мя-ти 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

На Ру-си цер-ков-ный празд-ник — день па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — на-зы-ва-ли Жа-во-рон-ки или Со-ро-ки (с уда-ре-ни-ем на пер-вый слог). Са-мая яр-кий обы-чай это-го дня — печь пост-ные бу-лоч-ки в ви-де птиц — «жа-во-рон-ков». Они сим-во-ли-зи-ру-ют ле-тя-щие к Бо-гу ду-ши му-че-ни-ков.

День па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских был для про-сто-го лю-да зна-ком, что дол-гая и мо-роз-ная зи-ма под-хо-дит к кон-цу. Бли-зил-ся ап-рель, в раз-га-ре был Ве-ли-кий пост, «вес-на ду-ши».

Тра-ди-ция печь жа-во-рон-ков

В Ве-ли-кий пост на Ру-си хо-зяй-ки пек-ли «жа-во-рон-ков». Это бу-лоч-ки-птич-ки из пост-но-го те-ста, ино-гда вы-леп-лен-ные вме-сте с гнез-да-ми и яич-ка-ми. Жа-во-рон-ков обыч-но пек-ли всей се-мьей в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся, ко-то-рый празд-ну-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Го-то-вых пти-чек «са-жа-ли» на ок-но, а часть из них от-да-ва-ли де-тям для их за-бав. При-ня-то бы-ло, по ста-рин-ной тра-ди-ции, ко-то-рая бра-ла на-ча-ло еще в язы-че-стве, «за-кли-нать вес-ну». Пе-че-ных пти-чек цеп-ля-ли на длин-ные пру-ты, нес-ли на са-мую вы-со-ку гор-ку и кри-ча-ли что есть мо-чи: «Вес-на-крас-на, на чем при-шла? — На со-хе, на бо-роне, на ов-ся-ном сно-пу, на ржа-ном скир-ду». Или: «Сол-ныш-ко-вед-рыш-ко, вы-гля-ни в окош-ко. Сол-ныш-ко, на-ря-дись, Крас-ное, по-ка-жись! По-шли нам, Гос-по-ди, теп-ло-го ле-та, уро-жай-но-го го-да и по-боль-ше све-та!». Кли-кая вес-ну, пе-ли осо-бые пес-ни — вес-нян-ки.

Кро-ме жа-во-рон-ков к празд-ни-ку 40 му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских еще пек-ли пост-ные бли-ны — «прес-нуш-ки».

Как печь жа-во-рон-ков — ре-цепт жа-во-рон-ков

Вам по-тре-бу-ет-ся:

Для те-ста: 2 кг му-ки, 50 г дрож-жей, 250 г рас-ти-тель-но-го мас-ла, 1 ста-кан са-ха-ра, 0,5 л во-ды, ще-пот-ка со-ли.
Для об-ма-зы-ва-ния жа-во-рон-ков: слад-кий креп-кий чай.

При-го-тов-ле-ние:

Жа-во-рон-ки де-ла-ют-ся из креп-ко-го, упру-го-го те-ста. Из кус-ка хо-ро-шо вы-бро-див-ше-го те-ста рас-ка-тать ва-лик, на-ре-зать на кус-ки мас-сой при-мер-но 100 г, рас-ка-тать из них жгу-ты. За-тем:

1. Жгут за-вя-зать уз-лом, го-лов-ке при-дать со-от-вет-ству-ю-щую фор-му, во-ткнуть изю-мин-ки-гла-за, слег-ка при-мять паль-ца-ми хво-стик, сде-лать ма-лень-ким но-жич-ком над-ре-зы-пе-рыш-ки, сма-зать по-верх-ность на-сто-ем креп-ко-го чая с са-ха-ром, ис-печь.

2. Жгут те-ста на-до рас-ка-тать так, чтобы один ко-нец был тон-ким и гиб-ким — го-лов-ка, а все те-ло по-тол-ще, удли-нен-ное, его на-до слег-ка при-мять паль-ца-ми. Хвост ве-е-ро-об-раз-но над-ре-зать но-жи-ком. Для кры-лы-шек те-сто тон-ко рас-ка-тать, вы-ре-зать кры-лыш-ко, над-ре-зать пе-рыш-ки, сма-зать ча-ем, по-след-няя де-таль — изю-мин-ки-глаз-ки.

Ели-за-ве-та Кик-тен-ко

Ав-тор ре-цеп-та: просфор-ная Свя-то-Си-мео-нов-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра